Перейти к основному содержанию

20:57 16.06.2025

«Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников собрания духовенства Калининградской митрополии»

16.06.2025 14:48:20

14 июня 2025 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в актовом зале Православной гимназии при кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии, на котором Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с основным докладом. В завершение собрания Святейший Владыка ответил на вопросы священников.

Ваше Святейшество, священник Никита Фадеев, руководитель и тренер Клуба единоборств Архангела Михаила, о котором владыка Серафим сегодня сказал. Ребята, которые занимаются в нашем клубе, не все воцерковленные; многие из неполных, из многодетных семей. Но они очень расположены к вере и являют свою веру тем, что выходят на пьедестал, разворачивая стяг со Спасителем, тем самым демонстрируя силу нашей веры. Когда ребята и другие тренеры спрашивают меня, как может быть, что священник является еще и тренером, я привожу слова Патриарха Тихона, который сказал, что Церковь всегда была и будет со своим народом. Завтра основной костяк нашего клуба приедет на Божественную литургию, которую Вы возглавите, и я хотел спросить, будет ли у Вас возможность в Вашем плотном графике хотя бы минуточку выделить для этих подрастающих молодых людей, может быть, общее фото сделать на память? Потому что они практически все откликнулись и с горящими глазами захотели поехать на Патриаршую службу.

— Пожалуйста, организуйте! Никакой проблемы нет, встречусь с радостью. Вообще, единоборства — это вид спорта, который очень привлекает молодежь, и недаром наш святой просветитель Японии обратил особое внимание на единоборства — а ведь в Японии это почти культовое явление — и на основе привлечения молодежи к занятию именно таким видом спорта во многом содействовал укреплению Православия в японском обществе. Вот замечательный пример того, как через спорт, через даже такой экстремальный, как борьба, — ведь там все-таки присутствует силовой фактор, возможность нанесения физического ущерба противнику, — очень многие в Японии обратились к Православию. Ну, а уж нам, в родных краях, Сам Бог велел, и я приветствую то, что для духовного воспитания молодежи используется спортивный контекст.

Только очень важно следить, чтобы не было перегибов, как бывает, когда речь идет только о спорте, а о самом главном забывается, все о теле и ничего о душе. Но если при церкви занимаются спортом, то нужно деликатно, но настойчиво связывать эти две реальности — физическое и духовное состояние. В здоровом теле здоровый дух — известная пословица. Но некоторые говорят, что эта пословица работает и в другую сторону: здоровый дух — здоровое тело. Потому что, если у человека сильный дух, то и тело может быть сильным, потому что духовная составляющая оказывает влияние на развитие всей человеческой личности.

Другими словами, я очень поддерживаю такую работу. Важно, чтобы она сопровождалась деликатным, ненавязчивым воцерковлением. Я бы даже сказал, не просто воцерковлением, а прежде всего знакомством с христианской идеей, с тем, что несет человеку христианство, что несет человеку Православие. Ведь Россия стала великим государством не тогда, когда потеряла веру, а тогда, когда вера действительно создавала ориентиры для личной, семейной и общественной жизни. Благодаря этой тенденции, которая укоренилась в жизни народа, и безбожный Советский Союз просуществовал. Верю в это, потому что нравственное начало никуда не ушло, а оно было сформировано Православием.

Труды наших предков помогли и нам, нашей стране и нашим поколениям пройти через страшный период атеизма и навязываемого государством безбожия. Вот поэтому еще и еще раз хочу сказать, что работа с молодежью в контексте занятий спортом — это очень правильное направление нашей церковной работы. Там, где это возможно, это нужно делать. Но опять-таки важно, чтобы это не превращалось в обязаловку, с тем чтобы на каждом приходе создавать спортивную секцию. Надо, чтобы вся эта работа велась на высоком уровне, поэтому следует опираться на компетенции тех, кто может подсказать в организации такого рода деятельности.

Еще раз подчеркну: молодые люди, которые не пришли в Церковь, но зачастую приходят в иные места, нередко не очень хорошие в плане влияния на их нравственность, могли бы быть в Церкви, если бы почувствовали, что получают здесь что-то очень важное для самих себя, начиная с физического фактора. А уже потом они смогут осознать, насколько важно для их души соприкосновение с Церковью.

Приветствую, когда идет работа с молодежью, в том числе, когда эта работа осуществляется в рамках физического воспитания, вообще занятий спортом. Но еще и еще раз подчеркну: нужно избегать опасности превращения этого направления нашей работы исключительно в подготовку спортсменов — пусть тогда другие этим занимаются. Но если речь идет о физическом воспитании молодежи и даже, может быть, о подготовке спортсменов, но в контексте нашей духовной работы — то, несомненно, это будет очень важным фактором, влияющим на духовное состояние нашей молодежи.

Ваше Святейшество, благословите! Священник Владимир Рожин, настоятель храма Сретения Господня города Калининграда. Во вступительном слове Вы затронули очень важную тему, касающуюся крещения детей и вопроса восприемничества. Действительно, как Вы правильно сказали, роль крестных родителей является очень сомнительной в жизни современной Церкви. Вопрос мой заключается в следующем: может быть, попробовать на общецерковном уровне пересмотреть роль крестных родителей в жизни современной Церкви? Во всяком случае, если говорить о крещении детей?

— Вы знаете, не надо в общецерковном масштабе пересматривать — это забота правящих архиереев и отцов настоятелей. У нас же все ясно определено, чем должны заниматься крестные родители. Ну что мы, проведем Собор на эту тему? Нет, учение Церкви об ответственности восприемников хорошо известно, только каждый священник, который крестит младенцев, должен побеседовать с восприемниками. Все надо решать на уровне пастырской работы с людьми. Никакими общецерковными решениями мы не сможем радикально повлиять на людей, иногда малоцерковных, но которые в силу традиции приходят, чтобы поучаствовать в крещении ребенка.

Поэтому проповедь в связи с крещением должна, конечно, включать в себя также обращение к восприемникам. У нас часто никакой проповеди во время крещения не говорят, а ведь это прекрасный повод и прекрасная возможность. Пришли люди, может быть, маловоцерковленные, принесли ребеночка — уже одним этим они открылись тому, чтобы получить что-то еще, чтобы получить еще какую-то духовную поддержку.

Здесь можно о многом сказать: о воспитании ребенка в христианской вере, о значении восприемников. Обратиться к восприемникам, сказать, что это не просто обряд — это ответственность за детей, по крайней мере, пока они не станут взрослыми. Это помощь родителям; и если родители должны заботиться о материальном факторе, об образовании и т. д., то вы должны заботиться о духовном воспитании. То есть роль восприемников — это тема крещальной проповеди, и никакими постановлениями, соборными или епархиальными, ситуацию мы не изменим. А то, что действительно нужно прививать восприемникам чувство ответственности за крещаемых — я с этим согласен.

Но ведь вообще серьезная тема — как мы крестим детей. Иногда это происходит во время богослужения, рядом кто-то поет, проходит мимо. А ведь крещение — величайшее таинство. Таинство, связанное не только с вхождением младенца в Церковь, но и, конечно, с назиданием в адрес тех, кто этого младенца принес. Это, знаете, как Симеон Богоприимец и Анна пророчица встретили Богомладенца в Иерусалимском храме.

Тема серьезная, и она выходит за рамки вопроса. Подводя черту под моим ответом, хотел бы сказать, что не надо ни в коем случае игнорировать возможность оказать духовное воздействие на родителей и восприемников в связи с крещением младенца. Не надо все это превращать в получасовую проповедь — достаточно сказать несколько слов, но возбудить чувство ответственности. Чтобы родители и восприемники осознали необходимость работы, трудов, может быть, жизненных подвигов, с тем чтобы дети стали счастливыми. Вот здесь и нужно сказать, что подлинное счастье человек обретает тогда, когда живет в общении с Богом, потому что Бог есть гармония и любовь. И если человек входит в общение с Господом, он становится сильным и счастливым. В каком-то смысле подлинного счастья без Бога быть не может — это прописная истина. Благополучие может быть, зарплата высокая может быть, дома и машины могут быть. А внутреннее счастье — эта благодать на сердце, которая бывает лишь тогда, когда Господь прикасается к человеку.

Ваше Святейшество, протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма в честь святого равноапостольного князя Владимира города Калининграда. Не стал бы отнимать время, но мне кажется, что просто необходимо задать этот вопрос именно Вам. Он прозвучал несколько раз за прошедшие две-три недели в мой адрес. Меня спрашивали разные люди и родственники, и прихожане; и у меня самого наметились некоторые внутренние противоречия, которые, наверное, надо озвучить. Я имею в виду высказывание священнослужителя из города Сочи, которое нарушило наше межнациональное, межрелигиозное согласие с братьями-мусульманами. Где нам нащупать эту золотую середину, чтобы и гражданский мир сохранить, особенно в условиях военного положения, потому что приходят члены семей, которые исповедуют ислам, а сейчас их родственники вместе с православными защищают свободу и независимость нашей Родины? Тут всегда есть точки соприкосновения, это наше поле совместной борьбы против общего врага, против сил зла. Но приходят православные и задают вопрос: а как же быть вот с этим? И как нам, пастырям, грамотно ответить? Хотелось бы услышать из Ваших уст, как быть, чтобы золотую середину соблюсти не нарушить гражданский мир и против Божией правды не погрешить? Спасибо.

— Ну, я высказался по поводу этого батюшки. Это провокация самая настоящая. В то время, когда православные и мусульмане борются вместе с оружием в руках, когда лучшие представители ислама поддерживают Православие, включая те места, где их большинство, — например, в Чечне православные не испытывают никаких притеснений — в это самое время провоцировать православно-исламский конфликт может либо сумасшедший, либо человек со злыми намерениями.

У нас есть общее с мусульманами: мы верим в Единого Бога. Есть общее, хотя и относительно общее, в плане самоограничений, которые люди накладывают на себя во имя Божие. У них свои посты, у нас свои. Есть действительно и то, что не соответствует нашей культуре, например, многоженство, хотя официально в России это запрещено. Христианское понимание брака совсем другое. Но, несмотря на эти различия, у православных и мусульман сегодня есть общее целеполагание. Это забота о Родине, о России. Сколько мусульман сейчас погибает, защищая Родину!

Поэтому я могу характеризовать православно-мусульманские отношения как находящиеся сегодня на хорошем уровне. Возможно, удастся достичь и более высокого уровня, но именно эта гармония взаимодействия двух исторических религий на территории России и вызывает раздражение наших противников — и в прошлом так было, и в советское время, и сейчас. Особенно те, кто живет за пределами нашей Родины, пытаются возбудить мусульман, провоцируя разного рода агрессивные идеи против православных. Ну, а православных возбудить под предлогом «Сколько же можно терпеть? Дайте им как следует!» И то, и другое идет от наших врагов.

Общаясь с мусульманскими лидерами, я никогда не чувствовал двойного дна: говорят одно, а думают другое. Православие и ислам в России являют уникальный пример того, как две религии могут жить в мире, как представители двух религий могут быть единомысленны и совместнозащищать Родину на поле брани. Поэтому гоните прочь всех тех, кто под предлогом «заботы» о русских, о русской культуре, о Православной Церкви призывает встать на борьбу с российскими мусульманами. Это провокация! Очень важный фактор сохранения единства нашего народа — это добрые отношения между православными и мусульманами, как, впрочем, и между всеми религиями и конфессиями. Если нет экстремизма в этих религиях и конфессиях, то мы, конечно, готовы развивать и развиваем отношения с ними. Как вы знаете, существуют такие организации, в том числе созданные по моей инициативе. Однако враги России не оставляют желания спровоцировать православных и мусульман на конфликт, а по возможности — даже на силовое противостояние.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+